Веромунга - проект про образование. Про образование в контексте выделывания человеческих душ. Выделывание человеческих душ – это осознание собственных возможностей, собственной индивидуальности и формирование установки на развитие своей субъектности. Представление о себе, осознание себя, своей субъектности – это новый уровень ответственности (и честности!) для каждого человека, прежде всего, перед самим собой и, конечно, для жизни в современном и быстроменяющемся мире!
Специфика проекта или зачем мы создаем условия для «образовательного перепозиционирования»?
Во-первых, создаваемая в образовательном проекте среда общения детей как между собой, так и взрослыми максимально комфортна. Важнейшим притягательным достоинством лагеря оказывается фактор «сохранности дружеского круга» – тем более, что все его участники воодушевлены общей «перспективой саморазвития». Иными словами, крайне важно, что детей объединяет чувство взаимной эмпатии.
Во-вторых, не менее существенным фактором выступает характер (содержание) образовательной деятельности. Здесь представляется исключительно важным избегание воспроизведения школьно-предметного, равно как и ученически-учительского подхода. Сквозной идеей лагеря остается установка не на учебно-знаниевое, а именно на социально-психологическое самоопределение детей, осознание собственных возможностей, собственной индивидуальности и формирование установки на развитие своей субъектности. «Взрослый» в лагере - это человек, который предстает перед детьми во всей полноте своего человеческого «я».
В-третьих, «несущей конструкцией» всех образовательных активностей, в которые дети включаются в лагерной образовательной смене, становится рефлексия (со стороны взрослых) и саморефлексия (со стороны детей). Для многих из них, (а по сути дела, для всех), опыт такой саморефлексии оказывается первым в жизни: - детям никогда еще не приходилось добровольно «искать себя» в публичном пространстве, - анализировать основания своих трудностей и интересов, открывая при этом глубинные связи между своим становящимся «я» и тем ресурсом его обогащения и развития, которое, оказывается, содержится в образовании – если его «развернуть на себя».
Миссия проекта?
Основная миссия проекта «Веромунга!» состоит, собственно, в том, чтобы стать «дорожной картой» развертывания образовательных деятельностей, участвуя в которых, дети и подростки получали максимально продуктивный опыт для собственной эффективной жизнедеятельности. Но приобретение такого опыта невозможно без одновременного активного овладения «саморефлексивной компетенцией», без включения в процесс собственного активного самопозиционирования. Проект «Веромунга!» нацелен на придание этому процессу изначального импульса.
Таким образом, проект «Веромунга!» - это: - создание образовательного пространства, в котором происходит формирование детских личностных результатов; - отказ от формально-функциональных отношений между учениками и взрослыми. Содержанием и целью (предметом) общения здесь становятся сами дети, их стремление понять самих себя, поэтому каждый имеет право и возможность быть услышанным и найти поддержку; - неформальные виды образовательных (социокультурных) активностей, которые определяются интересами и потребностями личности ребенка и не регламентированы ни уроками, ни оценками, ни домашними заданиями; - опыт по осознанию себя, своих личностных (персональных) образовательных потребностей. Этот опыт, приобретаемый в лагере, практически недоступен в школе, где роль личностного начала резко снижается вследствие жесткого диктата формальных норм и требований.
Принципы нашей работы
1. Осознание собственных возможностей, собственной индивидуальности и формирование установки на развитие своей субъектности — основная идея образовательного проекта «Веромунга!», которое происходит через уникальные авторские игры. В каждой смене авторская игра нацелена на решение определенных личностно-значимых задач, содержанием которых здесь становятся сами дети, их стремление понять самих себя. Ребенок в течение смены каждый день придумывает и воплощает в реальность свои интересы и потребности, получает опыт по осознанию себя. 2. Мы доверяем детям и уважаем друг друга. Мы работаем над тем, чтобы максимальное количество решений в лагере принимались демократическим путём и с участием детей наравне со взрослыми. 3. Мы верим, что каждый ребенок обладает уникальными личностными качествами, а наша задача — увидеть и раскрыть их. 4. Безопасность и принятие — необходимые условия для раскрытия способностей человека. В проекте нет ни одного соревнования, ребенок сравнивает себя только с самим собой вчерашним и следует нашему принципу «Всегда жить настоящим». 5. С детьми работают педагоги, которых мы называем «Взрослые» - это люди, которые предстают перед детьми во всей полноте своего человеческого «я».
История создания проекта
Проект получил свое начало в 2013 году на базе Московской школы 261, которая была пилотным проектом фонда "ДАР". Идейным вдохновителем лагеря на тот момент была Вешникова Юлия Эдгаровна, которая в будущем вместе с командой построит Новую Школу. Лагерь был придуман как пространство для того образования, которое школа не может предоставить. А также он был хабом для создания инициативной группы подростков в обычной районной школе.
Время шло, лагерь вышел за пределы школы 261 со своими организаторами и названием "АП!", обзавелся своими детьми, подростками и прекрасными родителями, которые во всем были готовы поддерживать. Мы провели самостоятельно более 20 смен, каждый раз создавая новую авторскую программу. Съездили несколько раз в путешествия (Эстония, Англия, Алтай) с прицелом на то, чтобы подростки умели самостоятельно составить маршрут, сделать экскурсию и присвоить себе поездку, а не быть потребителями, которым мало что нравится. В итоге мы вырастили своих подростков, которые сейчас уже заканчивают институты и с теплом вспоминают лагерь и сообщество.
Потом начался коронавирус и другие события, которые приостановили работу лагеря. Но настало время вернуться, с новым названием, идеями и измененными взглядами на потребности детей и подростков в изменяющемся мире, но всё с теми же организаторами, которые знают, как создавать для детей лучшее пространство для их роста :)
+7 962 905-55-50 umnyelagerya@gmail.com
Приходите пообщаться лично Москва, ул. Кастанаевская 43